Траншейные экскаваторы являют собой отдельную весьма любопытную страницу истории
отечественного строительно-дорожного машиностроения. История донесла до нас
сведения, что многоковшовые экскаваторы, к которым относятся траншейнники,
выпускались в России Путиловским заводом в Санкт-Петербурге. В период с 1903 по
1917 г. г. завод изготовил 12 экскаваторов на рельсовом ходу с паровым привод
механизмов и ковшами емкостью 100 л. Эти экскаваторы использовались на
строительстве Транссибирской железной дороги. Производство многоковшовых
экскаваторов началось в Советском Союзе с машин поперечного копания. В 1932—1934
г. г. для нужд кирпичной промышленности было изготовлено небольшое количество
полукустарных экскаваторов Красный кирпичник.
Производство траншейных экскаваторов в СССР
Годы Количество, шт.
1940 - 63
1946 - 2
1950 - 345
1955 - 726
1960 - 967
1965 - 1733
1970 - 3001
1975 - 3517
1978 - 3390
Первые траншейные экскаваторы
Ну а предмет нашего рассмотрения — первый советский траншейный экскаватор МК-1 (на заглавном фото в начале статьи) был собран в январе 1934 года Дмитровским экскаваторным заводом. В рапорте предприятия в адрес Московского комитета ВКП(б) и Наркомтехпрома говорилось, что экскаватор МК-1 был изготовлен в ходе социалистического соревнования в честь XII съезда партии. Освоение выпуска данных экскаваторов освободило нашу страну от закупок аналогичной техники за рубежом.
МК-1 предназначался для рытья траншей глубиной 2,25 под укладку водопроводных и
канализационных систем. Он оборудовался десятью ковшами на цепном приводе и имел
производительность 80 м3. В 1935 г. на том же предприятии был создан специальный
траншейный экскаватор МТТ, использовавшийся на строительстве трамвайных путей в
Москве. В 1938—1939 г.г. Дмитровский завод приступил к выпуску цепного
траншейного экскаватора МК-IV с максимальной глубиной копания 1,2 м.,
предназначенного для строительства линий связи. Опыт эксплуатации выявил
недостаточную износостойчивость ряда ответственных деталей, что приводило к
частым и дорогостоящим ремонтам. Также незадолго до войны завод построил опытный
образец роторного траншейного экскаватора КГ-65 с максимальной глубиной копания
1,5 м.
30-е годы
В середине 30-х годов траншейные экскаваторы выпустил также Киевский завод
«Красный экскаватор». Им была освоена модель цепного экскаватора МК-II с
максимальной глубиной копания 6м при ширине 1,2м. Эта модель являлась на тот
момент самой крупной в СССр и предназначалась для рытья траншей под
водопроводные и канализационные магистрали. МК-II не смог найти широкого
применения из-за большого веса и габаритов, а также малой маневренности и
производительности. Перед войной в 1940 г. на Киевском заводе создали опытный
образец более совершенного цепного экскаватора МК-III с переменной шириной
экскавации. При такой же глубине, как и у МК-II, новая машина могла рыть траншеи
шириной 1,2; 1,5; и 1,8 м.
40-е годы
Всего до Великой Отечественной войны в Советском Союзе было выпущено 525
траншейных экскаваторов, из них около 500 — на Дмитровском экскаваторном заводе.
Во время войны траншейные экскаваторы почти не выпускались, лишь Дмитровский
завод, эвакуированный в ноябре1941 года в Тюмень, за период с 1942 по 1945 г. г.
изготовил девять экскаваторов МК-I. В 1946 году в нашей стране было выпущено
всего два траншейных экскаватора, оба на Дмитровском экскаваторном заводе.
Послевоенные годы
В первую послевоенную пятилетку основным производителем траншейных экскаваторов
являлся Дмитровский завод. После войны предприятие возобновляет выпуск
экскаваторов КГ-65. В 1947 году здесь был начат выпуск модернизированного
экскаватора-канавокопателя МК-IМ для рытья траншей глубиной до 3,5 м. После
очередной модернизации МК-IМ получил индекс ЭТ-351 и выпускался до 1951 года,
когда ему на смену пришел более совершенный экскаватор ЭТН-352 с аналогичными
рабочими характеристиками. К концу 40-х годов предприятие освоило производство
цепного экскаватора ЭТ-251 для рытья канав с максимальным профилем 1,1?2,5 м.
Машина с такими характеристиками на тот момент была наиболее востребована. Еще
один экскаватор начала 50-х годов, выпускавшийся в Дмитрове, — ЭТ-121. Эта
наиболее легкая из модельного ряда дмитровских траншейных многоковшовых уепных
экскаватров машина предназначалась для рытья траншей прямоугольного сечения —
0,5?1,2 м, при прокладке линий связи и силовых кабелей. В отличие от всех ранее
освоенных отечественных экскаваторов, ЭТ-121 представлял собой навесное
оборудование на стандартный сельскохозяйственный трактор СТЗ НАТИ. Такая
конструкция снижала стоимость и трудоемкость изготовления машины.
50-е годы
В 1955 году экскаваторы ЭТ-251 и ЭТН-352 снимаются с производства, и со
следующего года начинается серийный выпуск универсального траншейного
экскаватора ЭТУ-353. Универсальным экскаватор назван потому, что он заменил оба
типа экскаваторов, имел сменное оборудование для рытья траншей в мерзлых
грунтах, а также оборудование для получения траншей со ступенчатыми стенками в
неустойчивых грунтах. В 1954 году роторный экскаватор КГ-65 был заменен
усовершенствованной машиной ЭТР-152, продержавшейся на конвейере совсем недолго,
до 1956 года. А уже с 1957 года завод начинает производство мощного роторного
траншейного экскаватора БТМ, смонтированного на базе артиллерийского тягача,
именовавшегося «изделие 409У». 28-тонная машина отрывала траншеи глубиной до 1,5
м. Несмотря на немалый вес, машина развивала довольно высокую транспортную
скорость — до 35,5 км/ч. Экскаваторы серии БТМ в разных модификациях выпускались
вплоть до конца 70-х годов. Главным потребителем такой техники долгое время
оставались Вооруженные силы.
Год от года рос объем выпуска техники на Дмитровском экскаваторном заводе. Если в 1946 году предприятие изготовило всего два траншейных экскаватора, то спустя десять лет, в 1956 году, их производство увеличилось до 439 штук.
На Киевском заводе «Красный экскаватор» в первой половине 50-х годов изготовлялись дренажные экскаваторы ЭТ-141, предназначенные для рытья траншей с заданным уклоном под укладку гончарных труб. Уже в 1957 году на смену 141-й модели приходит ЭТ-142, базовой машиной этого экскаватора служил доработанный гусеничный трактор ДТ-54. В том же 1957 году осваивается производство цепного экскаватора ЭТН-122, который стал первой в Советском Союзе траншейной машиной на базе колесного трактора МТЗ-5 Беларусь. Легкий маневренный экскаватор, обладающий довольно высокой транспортной скоростью (по сравнению с гусеничными машинами), позволял отрывать траншеи сечением 0,4?1,2 м под укладку кабеля. Применение плужковых рабочих органов сделало возможным непосредственный отвал отрываемого грунта из траншеи.
Производством роторных траншейных экскаваторов для нужд газовой промышленности занимался Московский экспериментально-механический завод (МЭМЗ). В 1950—1954 гг. на базе, коренным образом переделанного трактора С-80 выпускалась модель ЭР-2, предназначенная для укладки магистральных трубопроводов. Ротор экскаватора, оснащенный 14 ковшами, разрабатывал траншею сечением 0,85?1,7 м. В 1953 году отраслевое СКБ «Нефтестроймашина» разработало новую конструкцию экскаватора ЭР-4 с глубиной копания 1,8 м. Главным отличием от предшественника было то, что рабочий орган выполнялся в виде полуприцепа к базовому трактору С-80, благодаря чему последний подвергался минимальной переделке. С 1958 по 1962 год МЭМЗ серийно выпускал дизель-электрический экскаватор ЭР-5, созданный на основе ЭР4. Его основные рабочие характеристики были выше, чем у ЭР-4 (глубина копания — 2,2 м). В 1959 году завод освоил выпуск роторного траншейного экскаватора ЭР-7А, созданного на основе трактора С-100, занимавшего промежуточное положение по рабочим характеристикам между моделями ЭР-4 и ЭР-5. Также в тот период предприятие изготовляло легкий 10-тонный экскаватор ЭР-6 на тракторе ДТ-54 (остальные модели имели массу 20—25 т), предназначенный для рытья траншей сечением 0,5?1,2 м.
Бурное развитие мелиоративного строительства в нашей стране требовало создания дополнительных мощностей по выпуску специализированных экскаваторов для мелиорации. В период 50-60-х годов такая техника была освоена сразу на трех предприятиях — Таллиннском заводе, Брянском заводе ирригационных машин и Брянском заводе дорожных машин.
В 1956 году в ряды производителей траншейных экскаваторов вошел Таллиннский
экскаваторный завод. Сюда было передано с завода «Красный экскаватор»
производство дренажных экскаваторов ЭТ-142, а также легких цепных экскаваторов
ЭТН-122 на базе трактора Беларусь. В 1957 году Таллиннский завод перешел к
выпуску более легких дренажных экскаваторов ЭТН-171 массой 9,2 т, способных
разрабатывать траншеи сечением 0,5?1,9 м.
60-е годы
В 1960 году ЭТН-122 подвергся модернизации, трансформировавшись в модель с индексом ЭТН-123, а уже в 1961 году появился усовершенствованный ЭТН-124, снабженный кабиной. Спустя четыре года начинается производство экскаватора ЭТЦ-161 на шасси новой модели трактора МТЗ-50 Беларусь с более мощным двигателем. Это позволило повысить глубину копания с 1,2 м до 1,6 м. В 1967 году на смену экскаватору ЭТН-171 пришел ЭТЦ-202, оснащенный объемным гидроприводом с бесступенчатым регулированием скоростей передвижения. У экскаватора для мелиоративных работ ЭТЦ-202 была и общестроительная модификация ЭТЦ-201, предназначенная для рытья траншей глубиной до 2 м. В конце 60-х годов предприятие освоило изготовление цепного скребкового узкотраншейного экскаватора-дреноукладчика ЭТЦ-163, применяемого для рытья траншей с одновременной укладкой труб.
В 60-х годах выпуск траншейных экскаваторов осваивается на Брянском заводе
ирригационных машин. Первой стала уже известная, модернизированная к тому
времени, модель ЭР-7АМ Московского экспериментально-механического завода. В
дальнейшем предприятие сосредоточило усилия на выпуске траншейных экскаваторов
двух типов — для мелиоративного и нефтегазового строительства. С 1966 по 1969
гг. завод изготовлял двухроторные экскаваторы ЭТР-122 для рытья оросительных
каналов за один проход. Рабочими органами машины являлись два наклонных ротора
бесковшового типа. Для рытья оросительных каналов глубиной до 3 м и шириной по
верху до 13 м в 60-70-е годы выпускались шнекороторные дизель-электрические
экскаваторы ЭТР-301 массой 78 т. К этому же периоду относится более легкая
35-тонная модель ЭТР-201.
Брянский завод дорожных машин в середине 60-х годов освоил производство 27-тонного экскаватора-дреноукладчика Д-658А для устройства закрытого дренажа на орошаемых землях. К концу 60-х эту модель сменил усовершенствованный экскаватор Д-659А.
После перестройки системы управления промышленностью в состав Минстройдоркоммаша вошел Харьковский экскаваторный завод, приступивший с 1963 года к производству роторных траншейных экскаваторов ЭТР-141, заменивших в производстве модель ЭР-6. Шестью годами позже в Харькове начали выпуск экскаватора ЭТЦ-2О5С, предназначенного для рытья траншей в грунтах сезонного промерзания и в вечномерзлых грунтах. Созданный на базе бульдозера Д-687С, экскаватор обеспечивал разработку грунта на глубину до 2 м.
60-70-е годы можно считать золотыми в отечественном производстве траншейных экскаваторов. Великие стройки социализма требовали все большего количества самой разнообразной техники, и родная промышленность чутко реагировала на запросы строителей. Ведущими отраслевыми КБ — ВНИИземмаш, Газстроймашина, Мелиормаш, ВНИИстройдормаш был разработан широкий спектр траншейных машин, а заводами отрасли освоено их серийное изготовление. И если до начала 60-х годов основным производителем траншейных экскаваторов в СССР являлся Дмитровский экскаваторный завод, дававший в 50-е годы более 70% общесоюзного выпуска, то уже в 1975 году, когда промышленность выдала на-гора 3517 траншейников, его доля составляла всего 17%.
В 1962 году ЭТУ-353 - основная модель Дмитровского завода заменяется на ЭТУ-354 ЭТР-132, поэтапно модернизируясь, долгое время выпускался Дмитровским заводом
В 1963 году Дмитровский завод изготовил опытную партию роторных экскаваторов
ЭТР-131 с прицепным рабочим органом к трактору Т-140. Машина предназначалась для
работы в комплекте кабелеукладочной техники. В 1964 году экскаватор был
усовершенствован, новая модель ЭТР-132 характеризовалась повышенной в 1,5 раза
производительностью. ЭТР-132, поэтапно модернизируясь, долгое время выпускался
заводом. В 1962 году основная модель предприятия -цепной экскаватор ЭТУ-353
заменяется ЭТУ-354, у которого горизонтальные шнеки для рытья ступенчатых
траншей заменены пильными ценными откосниками. С 1976 года завод перешел на
выпуск гидравлического цепного траншейного экскаватора ЭТЦ-252 на базе
трелевочного трактора ТТ-4, имеющего более высокую (в 1,8 раза)
производительность.
Дальнейшее развитие траншейные экскаваторы нашли в моделях ЭТЦ-252А и ЭТР-134, также базирующихся на тракторе ТТ-4. В 1982 году начато производство экскаватора-кюветокопателя ЭТЦ-151, в значительной степени унифицированного с машиной ЭТЦ-252А. Армия в 70-80-х годах также получает новые модели роторных траншейных экскаваторов. С 1975 года выпускается машина ТМК на шасси колесного тягача КЗКТ-538 (ИТК), после модернизации получившая обозначение ТМК-2. В 1978 году появляется еще один армейский экскаватор БТМ-4, созданный на базе гусеничного транспортера.
Высокие темпы развития нефтяной и газовой промышленности требовали выполнения
больших объемов земляных работ. Создание новых моделей траншейных экскаваторов
шло по пути повышения их мощности и производительности. Московский
экспериментально-механический завод в 1962 году создает роторный экскаватор
ЭР-10 с глубиной копания 2,5 м. В этот же период начинается производство еще
более мощной машины с дизель-электрическим приводом — ЭТР-301, способной
разрабатывать траншеи глубиной 3 м. В конце 60-х годов осваивается еще одна
модель дизель-электрического экскаватора — ЭТР-231, отрывающего траншеи сечением
2,3?1,7 м. В первой половине 70-х годов Брянский завод ирригационных машин в
содружестве с МЭМЗ приступил к производству роторного траншейного экскаватора
ЭТР-204 на базе нового осваиваемого промышленностью трактора Т-130. Эта машина
заменила в производстве экскаватор ЭР-7АМ. Модификацией экскаватора ЭТР-204
являлся ЭТР-223, в значительной степени с ним унифицированный. В середине 70-х
годов МЭМЗ освоил еще одну модификацию на базе ЭТР-204-ЭТР-224.
70-е годы
На начало 70-х годов приходится создание поистине исполинского роторного экскаватора ЭТР-253, базирующегося на дизель-электрическом тракторе ДЭТ-250. 60-тонный агрегат с высокой производительностью разрабатывал траншеи глубиной 2,5 м и шириной 2,1 м по дну и 3,2 м по верху. Опытный образец изготовил МЭМЗ, а серийное производство модернизированной модели ЭТР-253А в 1972 году освоил Брянский завод дорожных машин. Еще одна модель роторного траншейного экскаватора — ЭТР-254, созданная на базе узлов и агрегатов тракторов Кировец К-701 и Т-130, выпускалась с конца 70-х годов на МЭМЗ. Она олицетворяла, наряду с ЭТР-231 и ЭТР-253А, мощь советского экскаваторостроения. Аналогов этим машинам в мире не было.
Расширялась номенклатура экскаваторов для мелиоративного строительства. В
середине 70-х годов Брянский завод дорожных машин начал выпуск нового
мелиоративного шнекороторного экскаватора ЭТР-206, унифицированного с траншейным
экскаватором ЭТР-204. В это же время выпускается роторный траншейный экскаватор
ЭТР-201Б, применяемый в комплекте машин для облицовки монолитным бетоном каналов
глубиной до 1 м. Брянский завод дорожных машин в 1978 году перешел на выпуск
экскаватора-дреноукладчика ЭТЦ-406, сменившего Д-659Б. В 1977 году на
Харьковском экскаваторном заводе освоено производство траншейного экскаватора
ЭТЦ-208 на тракторе Т-130Г-1 для устройства дренажа в зимнее время в мерзлом
грунте. В свою очередь, на Таллиннском экскаваторном заводе на базе этого
экскаватора создан экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-206. В конце 70-х — начале 80-х
годов в Таллинне начинается выпуск унифицированного семейства цепных
экскаваторов ЭТЦ-208 на базе все того же трактора Т-130Г-1, а на базе трактора
МТЗ-82 изготовляется новая модель цепного экскаватора ЭТЦ-165. В 60-80-е годы
производством мелиоративных экскаваторов также занимался Мозырский завод
мелиоративных машин.
Сегодня
Конечно, в короткой журнальной статье невозможно отразить всю историю развития отечественной отрасли траншейных экскаваторов. За полувековой промежуток времени — с 30-х по 80-е годы — в СССР было создано и серийно выпускалось более 100 моделей и модификаций траншейных экскаваторов. Немало машин несло на борту почетный пятиугольник — Государственный знак качества, а также экспортировалось в десятки стран мира.
Сейчас выпуск траншейных экскаваторов сократился более чем в 10 раз. Общее
количество изготовителей уменьшилось несильно, однако ряд крупных
специализированных предприятий свернули производство траншейников, а некоторые и
вовсе прекратили свое существование. Сильно изменилась и структура выпуска.
Большинство производят навесные цепные агрегаты, устанавливаемые на базовые
колесные и гусеничные тракторы. В числе этих предприятий Дмитровский
экскаваторный завод, Копейский машиностроительный завод, Михневский
ремонтно-механический завод, Орелстроймаш, Амкодор. Единственным отечественным
предприятием, сохранившим производство специализированных траншейных
экскаваторов на оригинальном шасси, является завод «Ирмаш».
«Строительная техника и технологии»
«Траншейные экскаваторы. Из истории строительной техники», В. Новоселов, №
3(37)2005
«Возможны варианты. Новые модели траншейных экскаваторов», В. Новоселов, №
5(39)2005